|
|
|
© "Новости Калевалы", 3 и 10 февраля 2011 г.
Андрей ТУОМИ
УТРАЧЕННЫЕ СВЯТЫНИ
История Великой Отечественной войны по-прежнему хранит множество нераскрытых тайн, загадок и малоизвестных фактов. За давностью лет многие эпизоды войны были просто вычеркнуты из памяти народа по той простой причине, что они долгое время умалчивались, считались малозначительными или были неугодны господствующей идеологии.
Не так давно, просматривая бескрайние информационные просторы Интернета, я наткнулся на статистику ущерба, причинённого Карелии в результате финской оккупации. Углубившись в изучение материала, касающегося Калевальского района, я с удивлением обнаружил, что во время войны оккупационные власти Финляндии занимались, в том числе, вывозом культурных ценностей с территории нашего района.
Сразу же возникла идея провести по этому поводу журналистское расследование и выяснить, что, когда и как финские военные вывезли из оккупированных сёл.
Результат не заставил себя долго ждать, хотя, надо сказать, он меня просто шокировал...
|
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог спасения его.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Без них наш тесный мир - пустыня,
Душа - алтарь без божества.
А.С.Пушкин
Место событий
"Финские власти вывозили и культурные ценности с захваченной территории, так, из д. Ювалакши была вывезена 31 икона..." За этими скупыми строчками из архивного отчёта, оказалось, скрывается целая полудетективная история, начавшаяся 1 июля 1941 года, когда первые финские солдаты III пехотного корпуса под командованием тогда ещё генерал-майора Ялмара Сииласвуо, пересекли границу и завязали первые бои на территории нашего района.
Продвигаясь с переменным, а чаще — с достаточно умеренным успехом, финские и немецкие части не смогли развить успешного наступления на Ухтинском направлении и, достигнув высот в местечке Кис-кис, завязли на всю оставшуюся войну в позиционных боях. Часть деревень и сёл Калевальского района попала в зону финской оккупации, среди них была и деревня Ювялакши (Jyvälahti, Jyvälakši — в финской и карельской транскрипции — "Зерновой залив").
Финнам деревня очень приглянулась. Многие из финских солдат отмечали её своеобразие, красоту, добротность и даже некоторую зажиточность Ювялакши на фоне других карельских деревень. Кроме того, деревня отличалась своим неплохим стратегическим расположением — прямое сообщение по озеру Верхнее Куйтто до Войницы и Вокнаволока (подвоз по воде боеприпасов, продуктов, людских резервов, эвакуация раненных и убитых). Более того, от Ювялакши было рукой подать до юго-западного берега Среднего Куйтто, откуда открывался вид на соседний — советский берег — Кормушниеми и село Ухта. Установленные на этом берегу артиллерийские батареи финнов били по Ухте прямой наводкой
вплоть до того момента, когда они не были полностью уничтожены ответными ударами советской артиллерии, дислоцированной на высоте, где сейчас располагается здание Мирового суда п. Калевала. При артобстреле был тяжело ранен командующий финской артиллерией. При попытке его эвакуации в Вокнаволок по Верхнему Куйтто, в районе Ристиниеми катер попал в сильный шторм и утонул. Командующего, среди тех кто спасся, не было...
Кстати, ещё до рокового советского артобстрела, одно орудие из состава прибрежной батареи украли партизаны. Летней ночью, сняв финских часовых, партизаны погрузили одно орудие на плот и были таковы...
Санаторий за линией фронта
Финны сразу же переименовали Ювялакши в Ювялинна (линна — город). Об этом свидетельствует снимок 1943 года, на котором изображен местный Дом культуры (бывшая церковь Ювалакши), превращённый оккупационными властями в своего рода клуб солдатского досуга и армейскую кают-компанию. Рассказы фронтовиков свидетельствуют о том, что в одном месте в деревне Ювялакши, рядом с почтовым ящиком, на кол был насажен череп убитого советского солдата (на снимке), около которого все новобранцы, прибывшие на линию фронта, проходили обряд посвящения в солдаты. Он сводился к тому, что новоприбывшие должны были погладить его и попросить остаться в живых. Ритуал, конечно, дикий, но именно он как нельзя лучше характеризует образ финского солдата того времени.
|
|
Череп убитого советского солдата у почтового ящика
|
Финская актриса
|
|
В деревне располагался не только постоянный гарнизон и штабные структуры, но и полевой госпиталь. Не редки были приезды в Ювялакши различных культурных агитбригад (на снимке — одна из участниц такой бригады).
Также ветераны вспоминают, что из Финляндии в Ювялакши систематически возили женщин определённого рода занятий для отправления известных мужских нужд, хотя существование публичного дома не афишируется и, тем более, не упоминается в героических финских военных хрониках.
Деревня Ювялакши находилась в удобном и относительно безопасном месте. До линии фронта было далеко, а партизанские тропы и маршруты проходили стороной — по более удобным и глухим местам, поэтому служба в гарнизоне считалась чуть ли не санаторием.
Военные трофеи оккупантов
В Ювялакши были два православных культовых сооружения — церковь, перестроенная большевиками в Дом культуры, и часовня Успения Божьей
|
Матери. Судьба ювалакшской церкви трагична, как, впрочем, судьба всех церквей и часовен калевальского края. В годы гонений на православие её перекроили в Дом культуры, а уже после войны разобрали и перевезли в Калевалу.
Первый настоятель возрождённой Петропавловской церкви в Калевале отец Сергий Фатхутдиннов доказал наглядно, что один из старых складов совхоза "Ухтинский" собран из сруба ювялакшской церкви.
Посмотрите на снимок финского армейского клуба и снимок склада, сделанный неделю назад. Здания абсолютно идентичны.
На 1941 год в Ювалакше, скорее всего, оставалась нетронутой часовня. Она видна на заднем плане одного из снимков 1943 года. Откуда же финны изъяли 31 старинную икону уже в 1941 году? Вариантов может быть несколько, в том числе и совокупных: во-первых, из часовни, во-вторых, из бывшей церкви, где они могли храниться в подсобных помещениях; в-третьих, из пустующих домов (часть населения деревни была эвакуирована); в-четвертых, их разными способами могли добыть у оставшихся в деревне жителей — изъять, обменять на деньги или продукты, принять в дар. Кстати, если верить официальным финским источникам, иконы были изъяты для "спасения" и "сохранения". Однако, не очень вяжется факт вывоза культурных ценностей на территорию Финляндии с тем, что финны считали своё присутствие в Восточной Карелии свершившимся раз и навсегда фактом. Даже деревню переименовали! Зачем же тогда спасать, если ты и так объявил всё вокруг своим? Вместо того, чтобы отдать дань местному вероисповеданию и вернуть селянам церковь, финны, не долго думая, сами устроили в ней армейский бордель.
Похоже, оккупационные власти отдавали себе отчёт в том, что они вывозят не просто иконы, а именно ЦЕННОСТИ. Имеющие не материальную, но духовную ценность, намоленные десятилетиями и веками старинные православные иконы были весьма значимыми военными трофеями! Ведь недаром вместе с финской армией на оккупированные территории Карелии пришли археологи, этнографы, искусствоведы и даже геологи. В годы развития карелианизма финны везли из Беломорской
|
|
Сруб ювялакшской церкви, перевезенный в Калевалу
Центр деревни. Часовня - на заднем плане. 1943 год
|
Карелии руны, а позднее перешли к материально-духовным ценностям.
Путешествие из Ювялинна в Хельсинки
Проследить судьбу ювялакшских святынь не составило особого труда. В финских архивных источниках это событие (вывоз икон) не осталось незамеченным и даже вызвало некоторый ажиотаж. Из деревни иконы перевезли прямиком в
Музей в городе Оулу. 1941 год
Финские офицеры разглядывают православные иконы
|
|
музей города Оулу (на снимке 1941 года). Там они были выставлены отдельной экспозицией. На втором снимке мы видим финских офицеров, с любопытством рассматривающих православные иконы в стенах музея. Обратите внимание на иконы — даже чёрно-белая фотография передаёт их древний вид. Потрескавшиеся оклады, толстая доска, фрагментами осыпавшаяся краска — всё это передает дух икон, дух старинных православных святынь... Эти фотоснимки мне удалось достаточно быстро разыскать среди сотен и тысяч архивных фотографий на сайте музея города Оулу. Казалось, кто-то незримо направлял мои поиски в нужное русло.
По прибытии в Оулу иконы из Ювялакши были подвергнуты специальной экспертизе, которая сделала окончательные выводы об их уникальности и необычайно высокой ценности. Иначе, как объяснить тот факт, что уже в 1942 году ювялакшские иконы снова меняют место своей дислокации и... перемещаются в Хельсинки. Столичный национальный музей Финляндии — это именно то место, куда собираются все наиболее значимые для государства и народа экспонаты. Это, по сути, то же, что Эрмитаж для России.
1942 год — это время, когда финны ещё полны решимости выстроить "Великую Финляндию" от моря до моря, когда успехи Вермахта на восточном фронте ещё весомы, когда Маннергейм ещё не вынашивает идеи выхода из войны "по-тихому". Переезд ювялакшских икон в столицу Финляндии в 1942 году имел ещё и важное идеологическое значение: нация могла воочию увидеть столь ценные военные трофеи и убедиться, что пресловутый "рюсся" не так уж и непобедим, что в руки доблестной финской армии попадают святая святых ненавистной страны.
В своём подавляющем большинстве финны являются лютеранами. Естественно, для лютеран православные иконы (как и вообще, любые иконы) святынями не являются. Для лютеран они не несут в себе никакого духовного, христианского начала, так как протестантство вообще отрицает иконы как таковые. По большому счету финны воспринимали эти иконы в худшем случае — как трофеи, в лучшем — как старинные произведения искусства.
Чего нам это стоило
Как мы помним, по итогам войны с Финляндией, СССР выставил финнам репарации на возмещение
|
материального вреда, нанесённого Советскому Союзу. Только Калевальский район понёс в этой войне невосполнимые потери. Ущерб, нанесённый войной, составил 200 миллионов рублей, полностью было уничтожено 600 жилых домов (ряд деревень, таких, как Контокки, Костомукша превратились в пепелища), 66 животноводческих построек, весь водный транспорт, район потерял 5 тысяч голов крупного рогатого скота и столько же оленей. Из зоны оккупации в Финляндию были вывезены тысячи кубометров высокосортной древесины. В период оккупации района в Финляндию было интернировано 322 человека, в том числе 115 детей. Тысячи жителей района были вынуждены оставить свои дома и эвакуироваться вглубь страны, сотни людей погибли от бомбёжек, от голода, холода и болезней...
В ходе выплаты репараций правительство СССР приняло решение о прощении части долга Финляндии в знак дружбы и сотрудничества. Таким образом, уже в начале 50-х годов Финляндия за свою войну частично как бы рассчиталась. Однако, никто не отменял договора с поверженной Германией и её союзниками о возврате перемещённых ценностей. Эти международные соглашения действуют и по сей день. По логике, Финляндия должна была вернуть ювялакшские иконы. Но, вернуть только в том случае, если со стороны СССР (или России — как правопреемника) поступит соответствующее требование. Понятно, что безбожный советский режим судьба каких-то там ювялакшских икон мало интересовала и, скорее всего, просто никто не удосужился обратиться к финнам с требованием об их возврате.
Что же стало с древними реликвиями? Неужели они сгинули в череде лет и событий, неужели они утрачены навсегда?
"Спасённые" реликвии?
Дальнейшие поиски вывели меня на сайт Национального музея Финляндии в Хельсинки (на снимке). Поиск в архивных материалах, выложенных на сайте, скоро принёс свои результаты. Вот перевод с английского аннотации к одной любопытной музейной экспозиции, датированной 31 января 2010 года, то есть состоявшейся ровно год назад:
"Выставка, подготовленная Валаамским институтом сохранения искусства, представляет иконы, эвакуированные и собранные как памятные вещи финской и русской Карелии во время финско-советской Зимней войны 1939-1940 гг. и Войны-продолжения 1941-1944 гг. Показан весь диапазон благочестия карельского народа, печатные издания ликов святых соседствуют со старыми, потемневшими, написанными темперой иконами. В дополнение к иконам экспонируются письма, фотографии, записные книжки и публикации. Несколько икон из коллекции Национального музея Финляндии теперь впервые демонстрируются как коллекция, относящаяся к военным годам. Экспонаты для выставки предоставлены также Музеем Православной церкви, Ново-Валаамским монастырём и частными лицами.".
Вот они — герои нашего повествования — ювялакшские иконы. Они по-прежнему находятся там, куда их отправили из Оулу в 1942 году.
|
|
Национальный музей Финляндии
|
Находятся вместе с другими святынями, вывезенными финнами из Олонца, Кестеньги, Петрозаводска...
Время собирать камни
Путь православия в карельские земли был долгим и трудным. Но то, что отличало православие от остальных христианских конфессий — неоспоримо: никогда вера ни здесь, ни где-либо в другом месте не насаждалась огнём и мечом. Карелы добровольно приняли православие. Даже в той части Карелии, что отошла Швеции (а ныне принадлежит Финляндии) карелы, как этнос, сохранили не только национальное своеобразие, но и православную веру.
Ухтинский приход, в который входила и Ювялакши, был образован в 1846 году. В этом году мы отмечаем 165-летие со дня его основания. В годы советской власти, как и везде по стране, в Карелии рушили храмы и предавали огню православные святыни. Десятилетия гонений на церковь, конечно, не прошли бесследно, выросло несколько безбожных поколений, которые с большим трудом теперь возвращаются к своим корням, к своим традициям и вере. Но процесс возвращения веры неумолимо идёт. Восстановлен храм Петра и Павла в Калевале, церковь Ильи-пророка в Вокнаволоке, часовня в деревне Юшкозеро. Путь православия также труден, как и много столетий назад не потому, что встречает сопротивление, а потому, что путь к Богу вообще лёгким быть не может по разумению...
И, наверное, сегодня наступают иные времена. Время собирать камни и возвращать домой наши святыни. Нам хочется надеяться, что данная публикация послужит точкой отсчёта в процессе возвращения ювялакшских икон на родную землю. Надо понимать, что мы возвращаем не просто древние произведения искусства, мы возвращаем духовность народа, его святыни, его веру. То, что нас всех объединяет. То, без чего мы легко превращаемся в обыкновенную толпу без Отечества, без Веры, без Прошлого и без Будущего.
Мы надеемся, что районные и республиканские власти, представители Петрозаводской Епархии начнут предметные переговоры с финской стороной о возвращении православных святынь. Наших утраченных святынь. И это будет лучшим знаком дружбы между Россией и Финляндией, лучшим знаком возрождения народа и страны.
Вместо послесловия
СОГЛАШЕНИЕ О ПЕРЕМИРИИ
МЕЖДУ СОЮЗОМ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК И СОЕДИНЕННЫМ КОРОЛЕВСТВОМ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, И ФИНЛЯНДИЕЙ, С ДРУГОЙ
Москва, 19 сентября 1944 года
Пункт 14.
Финляндия обязуется в сроки, указанные Союзным (Советским) Главнокомандованием, возвратить Советскому Союзу в полной сохранности вывезенные в Финляндию с советской территории во время войны все ценности и материалы, принадлежащие государственным, общественным, кооперативным организациям, предприятиям, учреждениям или отдельным гражданам, как-то: оборудование фабрик и заводов, паровозы, железнодорожные вагоны, суда, тракторы, автомашины, исторические памятники, музейные ценности и всякое другое имущество.
Главный редактор газеты "Новости Калевалы" Андрей Туоми со статьёй "Утраченные святыни" стал победителем конкурса Союза журналистов Карелии 2011 года в номинации "Лучшая публикация на общественно-политическую или социальную тему в районных и многотиражных СМИ".
Интернет-версия статьи публикуется с любезного разрешения автора.
Опубликовано 18.07.11
|
|
|
|
|
|