|
|
|
10.01.12. В только что завершившемся году была начата реализация международного "Проекта по улучшению гравийной дороги Костомукша - Калевала" (Grant Contract 2010-01-KA184), получившего в местной прессе название "Усовершенствование грунтовой дороги Калевала - Войница - Костомукша методом обеспыливания".
В преамбуле, размещённой на сайте проекта, говорится следующее: "Гравийная дорога Костомукша - Калевала имеет большое значение как для местных жителей, иностранных и отечественных туристов, так и для предпринимательства (перевозка лесоматериалов). Дорога имеет длину 140 км, однако весной, летом и осенью всегда находится в очень плохом состоянии. Предлагаемые меры заключаются в использовании финского и шведского ноу-хау и опыта в качестве пилотного проекта".
|
|
|
Так, согласно проекту, на дороге Калевала - Костомукша планируется обновить почти 95 км (68 % общей длины): участки от Калевалы до моста через Пистойоки (около 36 км) и от Поньгогубы до Костомукши (около 58 км).
Технологически "усовершенствование" главным образом сводится к переносу "материала с края и откосов дороги на центральную часть" совместно с проливкой "материала дороги водой и уплотнения виброкатком". Дополнительная отсыпка щебнем запланирована на 8-километровом участке перед мостом через Пистойоки (со стороны Калевалы) и на ближайших к Костомукше 14-ти километрах, потому как на всех прочих участках дороги "имеется достаточно материала для формирования проезжей части и нет необходимости в его добавлении".
Честно говоря, не совсем понятно, в чём именно заключается "финское и шведское ноу-хау". К перераспределению по проезжей части уже имеющегося на дороге гравия? Или добавлении нового? Так ведь славное 89-е Дорожно-эксплуатационное Управление Отдела шоссейных дорог ещё в начале 30-х годов прошлого века ежегодно по два раза применяло эти методы на Ухтинском тракте "в целях устранения колейности и профилировки".
Что же остаётся от "ноу-хау"? Отремонтированный с использованием геосинтетики в конце сентября 2011 г. участок дороги возле Костомукшского ГОКа длиной 3700 м (менее 3 % от всей 140-км трассы)? Или запланированная на будущее - правда "при необходимости" - укладка геотекстиля ещё на трёх участках перед мостом через Пистойоки общей длиной 690 м (это ещё полпроцента длины трассы)?
Пишут, что в Стране Суоми при общей длине дорог с твердым покрытием 78 тысяч километров суммарные расходы на их содержание (ремонт, строительство, профилактика, обслуживающий персонал, материалы и т.п.) в 2009 году составили 1,18 миллиарда евро, то есть примерно по 15 тыс. евро на километр. Если пересчитать на трассу длиной 140 км - получится 2,1 млн. евро в год. Бюджет "Проекта по улучшению..." составляет 1,2 млн. евро. Но на 3 года.
В общем, никак нельзя согласиться с мнением газеты "Новости Костомукши", назвавшей этот проект "грандиозным". При таких "ноу-хау" и бюджете примерно в 5 раз меньшем уровня финансирования финнами содержания своих дорог, "Проект по улучшению..." - не более чем текущее техническое обслуживание дороги с одновременным латанием отдельных особо "выдающихся" участков.
Алексей Афиногенов
Фото автора
|
|
|
|
|
|