7-го августа 2004 года в деревне Войница Калевальского национального района состоялось освящение Памятного Креста.

 

Отец Павел Пуговкин, настоятель Петропавловской церкви в Калевале, перед тем как отслужить молебен, обратился к собравшимся:

 

"Сегодня очень важный день в истории вашей деревни… На этом месте с древних времён стояла часовня, построенная в честь святых мучеников Маккавеев и учителя их Елеазара, которые прославились в древности своей стойкостью в вере…1

 

И сейчас мы будем молиться Господу Богу, чтобы он освятил, посетил своей благодатию это место, на котором наши с вами предки молились многие сотни лет, призовём Бога на помощь, чтобы он благословил эту деревню, чтобы он благословил живущих в ней и прощал бы все грехи, которые были совершены жителями этой деревни на протяжении последнего XX-го века".

 

 

 

В этот погожий летний день на белых свежевыкрашенных гранях Креста, выполненного в традиционном карельском стиле, отражалось солнце, но у многих из собравшихся слова отца Павла вызвали пасмурные размышления.

 

Одни видят XX-ый век - веком революции, индустриализации, Великой Победы и космических достижений - веком Великих свершений, которые прерваны катастрофой в 1991 году. Другие - веком коллективизации, репрессий, укрупнения деревень и колоссальных жертв. Эпоха между 1917-м и 1991-м годами кажется им чередой провалов и бед, а современные события - затянувшимся началом выхода из кризиса. Третьи считают, что жизнь есть жизнь, будь то жизнь народа или отдельного человека. А жизнь - есть последовательность взлетов и падений, сумма "плюсов" и "минусов".

 

Не будем сейчас говорить о том, кто прав, но в истории Войницы - как в капле воды - отражена история всей  нашей страны.  Несмотря на свою геогра-
фическую удалённость, деревня оказалась в гуще всех событий, включая две войны.

 

Однако "плюсы" и "минусы" в итоге оказались распределены по России крайне неравномерно. Вот и Войницу достижения XX века явно обошли стороной - для того, чтобы убедиться в этом, достаточно просто оглянуться вокруг.

 

Этот берег Верхнего Куйтто, где раньше была часовня, а теперь установлен Крест, - фактически обширный пустырь. А ведь когда-то это была вотчина семьи Малиненов, известнейшего рунопевческого рода. От былой освоенности остались 2-3 хозяйства и название местности - Юркелян Тёрмя.

 

От двух десятков крестьянских домов, которые в лучшие времена были на другом берегу озера, не осталось вообще ничего. Люди, впервые приезжающие в Войницу, видят лишь дикие заросли и отказываются верить в то, что там когда-то было жильё. А ведь именно там, в Теппананниеми, "на другой стороне узкого пролива" жил Ваассила Киелевяйнен, благодаря которому Элиас Лённрот нашел композиционное решение "Калевалы".

 

 

 

И уж наверняка каждый из присутствовавших в очередной раз вспомнил про местные дороги, похожие скорее на трассы для "ралли на выживание", условно слышимую телефонную связь и эпизодически включаемое электричество.

 

Однако отец Павел продолжал, призывая смотреть в будущее:

 

"Помолимся все вместе, чтобы по молитвам святых мучеников Маккавеев и учителя их Елеазара, по молитвам Пресвятой Божьей Матери и Зосимы, Савватия и Германа Соловецких и всего бесчисленного сонма карельских святых, которые просияли на этой северной земле, Господь нас посетил, даровал нам оставление грехов и благословил нашу с вами жизнь здесь, на земле. Чтобы мы приносили добрые труды, чтобы плоды наших трудов были бы видны, чтобы мы воспитывали своих детей в страхе Божьем, чтобы мы жили здесь не как какие-то гости, а как хозяева, любящие свою землю".

 

Заблуждаются те, кто считает, что история вершится где-то там, в далёких столицах, где государственные мужи морщат лбы в поисках национальной идеи. Нам посчастливилось оказаться свидетелями истинного исторического события. Не было никаких указаний, комиссий и спонсоров, было лишь народная воля и народное дело - воздвигнуть этот Крест.

 

В память предков, в память часовни, в подтверждение своей Веры.

 

Отец Павел назвал воздвижение Креста "великим шагом", не преувеличивая, а просто понимая, как сложно в наше время думать не только о хлебе насущном. И, словно давая напутствие, добавил:

 

"Слава Богу, что у нас на Русской земле ещё есть такие люди, которых беспокоит судьба нашей с вами Родины, судьба нашей малой Родины и судьба Церкви Христовой…"

 

* * *

 

 

А на следующий день, 8 августа, в Войнице был традиционный летний праздник.

 

Из Калевалы приехал народный певческий коллектив, сценой служила лужайка перед клубом, а зрительным залом - простые деревянные лавки, поставленные вокруг.

 

Поначалу люди соблюдали условности - артисты на "сцене", зрители - в "зале", но позднее как-то незаметно все перемешались, и всякий желающий мог выступить, спеть карельскую или русскую песню, частушку, в чём гармонист Пётр с удовольствием помогал.

 

Чуть поодаль располагалась молодёжь, приехавшая на каникулы к близким или знакомым. У одного из парней была гитара, на которой он тихонько подыгрывал знакомые мелодии.

 

А в конце праздника Тамара Пиванкова, уроженка Войницы, спела собравшимся песню собственного сочинения, в которой были такие слова:

 

 

Дерeвенька милая, нашими предками завещана,

Но не хватило ума и сил её уберечь…

Возродиться найдутся ли силы и люди сердечные,

Чтобы увидеть её бывалую мощь и слышать родимую речь?!

 

 

Нельзя забывать свою историю, но и жить, постоянно обращёнными в прошлое, в бесконечном поиске причин произошедшего со всеми нами, тоже нельзя. Самое время подвести черту и повторить эти удивительно точно найденные слова, стоящие иных многостраничных томов рассуждений: "Но не хватило ума и сил её уберечь…"

 

"Возродиться найдутся ли силы и люди сердечные"?

 

Теперь должны найтись - с Верой и Божьей Помощью.
__________
1 Совсем недавно удалось выяснить, что старинная часовня была построена в честь святого пророка Илии (Прим. авт., 2009)
 
 
А.Афиногенов и А.Павлов
 
 
Сокращенный вариант этой статьи был опубликован на карельском языке в газете "Vienan Karjala" № 1 (122) от 13 января 2005 года.