© Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской Епархии.
Вып. 3. Уезды: Онежский, Кемский и Кольский. Архангельск, Издательство
Архангельской Епархиальной церковно-археологической комиссии, 1896, с. 161-163

Сохранены орфография и пунктуация оригинала

 
- 161 -
 

276. Войницкiй приходъ.
 

Въ составъ Войницкаго прихода, пограничнаго съ западной и сѣверо-западной стороны съ Финляндiей, съ восточной съ Ухтинскимъ приходомъ и съ южной съ Вокнаволоцкимъ, входятъ три деревни, расположен-

 

 

- 162 -
 

ныя на зап. берегу оз. Верхняго Кунто: Войница съ приходскимъ въ ней храмомъ, находящаяся въ 40 вер. отъ Вокнаволоцкаго прихода, въ 55-ти отъ Ухтинскаго, въ 275 отъ г. Кеми и въ 820 отъ г. Архангельска, Ая-губа въ 10-ти верст. отъ Войницкой дер. и Мелкая губа въ 20-ти. Жителей въ нихъ къ 1 янв. 1896 г. состояло 361 м. п. и 428 ж. п., изъ коихъ 17 человѣк обоего пола сектанты (Ушковайзетъ 1); дворовъ 116.

До 1894 г. означенныя деревни входили въ составъ Вокнаволоцкаго прихода, а съ сего года обращены въ самостоятельный Войницкiй приходъ. Приходскiй храмъ въ дер. Войницы, вмѣсто бывшей тамъ часовни, начатъ былъ постройкою въ 1872 г., доведенъ былъ до крыши и, за неимѣнiемъ средствъ, оставался недостроеннымъ до 1895 г. и, наконецъ, 2 iюля того-же года освященъ былъ преосвящ. Никаноромъ въ честь святит. и чудотворца Николая. До сего-же дня съ конца февраля 1895 г. приходскiй священникъ совершалъ литургiю и другiя службы въ переносной церкви, устроенной для Кемскаго миссiонера на средства Архангельскаго Комитета Православнаго Миссiонерскаго Общества и освященной 15 янв. 1895 г. въ честь святителя Николая инспекторомъ классовъ женскаго епархiального училища, свящ. Арк. Вас. Кирилловымъ, въ церкви названнаго училища. Церковь эта имѣетъ видъ палатки, состоящей изъ березовыхъ брусьевъ, вколачиваемыхъ на время службы въ землю или снѣгъ и обтягиваемыхъ со всѣхъ сторонъ толстой парусиной. Иконостасъ и царскiя двери состоятъ изъ легкихъ деревянныхъ продолговатыхъ, но узкихъ четвероконечныхъ рамъ, задрапированныхъ шерстяною матерiею, къ коей пришиваются или привѣшиваются иконы на полотнѣ. Престолъ и жертвенникъ складные. Въ разобранномъ видѣ вся палатка со всѣми богослужебными принадлежностями укладывается въ одинъ ящикъ изъ тонкихъ досокъ и вмѣстѣ съ послѣднимъ вѣситъ до 20-ти пудовъ и была бы удобна для перевозки, если бы березовые брусья были поменьше,

______________
 
1 "Эта секта явилась в 1815 г. в Архангельской губ., в Ухтинском приходе Кемского у., куда занесена была из Финляндии четырьмя финляндцами-плотниками. Учение этой секты заключалось в следующем. Для достижения спасения достаточно одной веры. Веруй во Иисуса Христа, говорили эти сектанты, и спасешься. Истинно верующие только те, которые принадлежат к секте "ушковайзет", а прочие все, не принадлежащие к секте, - идолопоклонники и антихристы. Сектанты, прежде всего, не признали таинства священства Православной Церкви. По их учению, слова Спасителя, обращенные к апостолам (Мф. XVIII, 19; Иоан. XX, 22), относятся одинаково к каждому верующему, и потому всякий из сектантов имеет право и обязанность проповедовать, как апостол, и каждый из них имеет Духа Святого. Таинство покаяния Православной Церкви, обязывающее грешника исповедовать свои грехи пред отцом духовным, сектанты заменили исповеданием своих грехов пред своими сектантами применительно, по их пониманию, к словам ап. Иакова: "признавайтесь друг пред другом в проступках" (V, 16). Сектанты не почитали св. апостолов и святых угодников, св. мощей и св. икон, не соблюдали постов и не изображали на себе крестного знамения. Вообще сектанты говорили, что для верующего во Иисуса Христа не нужно никаких предписаний закона и никаких постановлений о таинствах и обрядах, а также не нужно устраивать и храмов. Сектанты называли себя именами: "ушковайзет", что значит с финского языка (тоже и корельского) - верующие, и - "ойкие криститту", т.е. истинные христиане. Православных сектанты называли словами: "паканот", т.е. язычники, и "эпяюмалайзат", т.е. идолопоклонники. И при своем возникновении эта секта была немногочисленна, сообщений же об ее дальнейшем распространении не было" (С.В.Булгаков. Православие. Расколы. Ереси. Секты. Противные христианству и православию учения. Западные христианские вероисповедания. Соборы Западной Церкви. М., "Современник", 1994, с. 186 (http://www.wco.ru/biblio/books/bulgak1/Main.htm)) (Прим. публикаторов).
 
 
- 163 -
 
 
потоньше и полегче. Въ настоящее время эта походная церковь находится въ распоряженiи Кемскаго противосектантскаго миссiонера, свящ. Ник. Дьячкова 2.

Въ дер. Войницѣ, кромѣ приходскаго Николаевскаго храма, имѣется ветхая часовня въ честь св. прор. Илiи, въ которой исполняются мѣстными жителями нѣкоторые суевѣрные обряды. Наприм., мужчины при отходѣ въ военную службу, а дѣвицы предъ вступленiемъ въ бракъ приносятъ въ жертву пучекъ своихъ волосъ и нѣсколько овечьей шерсти. Въ часовнѣ этой много иконъ древняго и грубаго письма.

Для обученiя дѣтей съ 1 сент. 1895 г. открыта церковно-приходская школа, учителемъ и законоучителемъ которой состоитъ мѣстный священникъ, а учителем пѣнiя - псаломщикъ, оба безмездно. Учащихся въ 1895/6 уч. г. состояло 28 чел. об. пола.

Причтъ содержится исключительно жалованиемъ, коего священникъ получаетъ 588 р., а псаломщикъ 196 р. Квартира для нихъ нанимается на средства мѣстных крестьянъ.

Священником состоитъ Василiй Васильевъ Изюмовъ, 24 л., уволившiйся изъ VI кл. семинарiи, съ 29 янв. 1895 г. Псаломщиком Иннокентiй Николаевъ Кудрявинъ, кончивший курсъ духовн. учил. и обучавшiся затѣмъ въ псаломщическо-учительской школѣ, на службѣ с 1 февраля 1895 г.

______________
 
2 Изъ отчета Арханг. Комит. Прав. Мисс. Общ. за 1895 г.

 
Публикация подготовлена А.Афиногеновым и И.Егоровым. 2009.

 
Выражаем глубокую признательность за оказанную помощь сотрудникам Архангельской областной научной библиотеки им. Н.А. Добролюбова, авторскому коллективу сайта "Малые Острова России" и лично Ларисе Тороповой.